АООП ООО ЗПР — описание программы

Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее соответственно – АООП ООО) разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный N 70809). АООП ООО разработана для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР). Содержание АООП ООО представлено учебно-методической документацией (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, программа воспитания, календарный план воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования уровня основного общего образования, планируемые результаты освоения образовательной программы .

АООП ООО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) разработан с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся конкретной нозологической группы, которой он адресован, и обеспечивает освоение содержания образования, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, разрабатывают адаптированную основную образовательную программу основного общего образования (далее соответственно – образовательная организация, АООП ООО) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее – ФГОС ООО) и ФАОП ООО. При этом содержание и планируемые результаты разработанной образовательной организацией АООП ООО должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФАОП ООО .

При разработке АООП ООО предусмотрено непосредственное применение при реализации обязательной части АООП ООО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

АООП ООО         для   обучающихся  с   ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП ООО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел АООП ООО включает:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися АООП ООО;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО.

Содержательный раздел АООП ООО включает программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:

  • федеральные рабочие программы учебных предметов;
  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
  • программу коррекционной работы;
  • федеральную рабочую программу воспитания.

Целями реализации АООП ООО для обучающихся с ЗПР являются:

  • организация учебного процесса для обучающихся с ЗПР с учетом целей, содержания и планируемых результатов основного общего образования, отраженных в ФГОС ООО;
  • создание условий для становления и формирования личности обучающегося;
  • организация деятельности педагогических работников образовательной организации по созданию индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с ЗПР.

Достижение поставленных целей реализации ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:

  • формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению;
  • обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего и среднего общего образования;

достижение планируемых результатов освоения АООП ООО обучающимися с ЗПР;

  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;
  • установление требований к воспитанию обучающихся с ЗПР как части образовательной программы и соответствующему      усилению  воспитательного и   социализирующего  потенциала образовательной        организации,    инклюзивного     подхода      в       образовании,     обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося с ЗПР на уровне основного общего образования;
  • выявление и развитие способностей обучающихся с ЗПР, их интересов посредством включения их в деятельность клубов, секций, студий и кружков, включения в общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
  • организация творческих конкурсов, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
  • организация социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогических работников, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
  • создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.